Олена
Кучерук - организатор Второй конференции УАСВ, полиси-координатор
Международной Программы Снижения Вреда в Украине
Вторая
конференция Украинской Ассоциации Снижения вреда ставила своей целью создание
единой стратегии сотрудничества проектов снижения вреда, правозащитных
организаций и Сети людей живущи с ВИЧ.
|
Вторая
Национальная конференция Всеукраинской Ассоциации Снижения Вреда
"Правозащитные
организации, сеть
ЛЖВ и снижение вреда: работаем вместе" |
|
подробный отчёт о конференции
Вторая Национальная конференция Всеукраинской Ассоциации
Снижения Вреда проходила 25-27 ноября 2003 в Киеве, в гостиничном комплексе
"Экспресс". Именно здесь, в эти же дни год тому назад, состоялась
Первая конференция ВУАСВ, ознаменовавшая объединение усилий организаций-членов
Ассоциации в построении партнёрства с государственными организациями для
совместной реализации программы снижения вреда в Украине.
Вторая конференция проходила при поддержке Международной Программы Снижения
Вреда (Институт Открытого Общества, Нью-Йорк), Восточно-европейского представительства
Международной Программы Снижения Вреда (Институт Отрытого Общества, Будапешт),
Международного Фонда "Возрождение" и "СПИД Фонда "Восток-Запад".
Открыл конференцию Президент ВУАСВ Якобчук Анатолий, подведший итоги деятельности
конференции за год. Ведущей на конференции была Олена Кучерук, исполнительный
директор Всеукраинской Ассоциации Снижения Вреда и новый полиси-координатор
программы снижения вреда в Украине.
Конференция проходила под девизом "Правозащитные организации, сеть
ЛЖВ и снижение вреда: работаем вместе". Основной акцент конференции
был сделан на адвокации ПИН и ЛЖВ, на поиске путей сотрудничества в этом
направлении между ПЗО (правозащитные организации) и ПСВ (проекты снижения
вреда). Говорилось о необходимости усовершенствования правоприменительной
практики и антинаркотической политики, оглашались трудности и проблемы
с которыми сталкиваются представители целевых групп в доступе к правовой
и медицинской помощи. Резолюция конференции была представлена на Парламентских
слушаниях, которые проводила ВУАСВ 1 декабря 2003 года. Таким образом,
Вторая Национальная конференция Всеукраинской Ассоциации Снижения Вреда
стала важной вехой в развитии программы снижения вреда на Украине, открыв
перед ПСВ Украины и партнёрскими организациями новую сферу деятельности
- сотрудничество с правозащитными организациями с целью эффективной защиты
прав и интересов ПИН и ЛЖВ. Главным результатом конференции стала разработка
стратегии по совместным усилиям ПЗО, ЛЖВ и ПСВ.
В работе конференции приняли участие около 100 участников - представители
организаций-членов Ассоциации, представители ПСВ, партнёрских организаций,
донорских фондов.
Также во время работы конференции прошли выборы новых членов Ассоциации.
В состав ВУАСВ были приняты Международный Альянс по ВИЧ/СПИД (Киев), НГО
"Виртус" (Днепропетровск), "Надежда и Спасение" (Симферополь),
ОО "Ступени" (Чернигов). Теперь в Ассоциацию снижения вреда
в Украине входит 26 организаций.
Анатолий
Волик
Вторая национальная
конференция Всеукраинской Ассоциации Снижения Вреда: “Правозащитные организации,
сеть ЛЖВ и снижение вреда: работаем вместе”
25 – 27 ноября, 2003 г. Киев, Украина
Цель конференции:
В сотрудничестве с правозащитными организациями (ПЗО) и Всеукраинской
сетью людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ) разработать национальную стратегию партнерства,
направленного на защиту прав ПИН и ЛЖВ в рамках развития программ снижения
вреда в Украине.
Задачи:
1. Наладить партнерские отношения и укрепить существующие связи между
сетью проектов снижению вреда и правозащитными организациями Украины.
2. Определить приоритетные вопросы, где вмешательство правозащитных организаций
особенно необходимо;
3. Определить потребности целевой группы программ снижения вреда в правовой
помощи;
4. Ознакомить участников конференции с работой и первыми результатами
проекта ВАСВ “Улучшение правозащитной политики в отношении потребителей
инъекционных наркотиков и людей живущих с ВИЧ/СПИД в рамках реализации
проектов Снижения Вреда”.
Конференция проходила в течении двух дней, полтора из которых были посвящены
работе в группах с целью определения проблем в сфере нарушения прав целевой
группы программы снижения вреда (потребителей инъекционных наркотиков,
женщин секс-бизнеса и людей, живущих с ВИЧ), потребностей целевой группы
в правозащитной помощи, возможностей и интересов правозащитных организаций,
направлений и задач для совместной работы. На основе результатов работы
групп была разработана стратегия для совместной работы правозащитников,
сети снижения вреда и сети ЛЖВ в сфере оказания правовой защити ПИН, ЖСБ
и ЛЖВ.
Проблемы и потребности
ПИН и ЛЖВ
Нарушение прав ПИН и ЛЖВ
1. Правовые нарушения в медицинской сфере:
• Отказ в предоставлении медицинской помощи;
• Безосновательно ранняя выписка из медицинских учреждений;
• Отказ в госпитализации в медицинские учреждения при
передозировке с переадресацией на специализированные отделения психиатрических
больниц;
• Ограниченный доступ к медицинской и социально-психологической
помощи (отсутствие спектра необходимых медицинских услуг, высокая стоимость);
• Ограничение права на частную жизнь. Нарушение конфиденциальности;
• Невозможность получения АРТ в анонимном режиме;
• Низкий уровень информированности среди медицинских
работников по вопросам законодательства, регулирующего сферу их деятельности;
• Невозможность получать медицинскую помощь при задержании
и санкции ареста (невозможность получения наркологической помощи, в том
числе, заместительной терапии в СИЗО, что приводит к злоупотреблению персонала
правоохранительных органах в процессе “выбивания” признаний);
• Отсутствие возможности бесплатного лечения как альтернатива
уголовной ответственности (по причине отсутствия средств на лечении ПИН
не может реализовать предписание суда пройти лечение на стадии условного
осуждения; это приводит к замене условного наказания реальным).
• Невозможность пройти реабилитацию в НПО, как альтернативы
заключению. Судом признается только прохождение лечения только в государственных
лечебных учреждениях;
• Некачественное проведение до- и после- тестового консультирования;
• Отсутствие диагностики, обеспечивающей назначение адекватной
схемы АРТ, например тестирование на СД4;
• Тестирование на ВИЧ без уведомления и согласия;
• Платное тестирование на ВИЧ.
2. Незаконные действия правоохранительных органов по отношению
к ПИН и ЛЖВ:
• Нарушения процедур обыска и личного
досмотра:
1. отсутствие соответствующих документов (постановлений, протоколов) при
проведении обыска
2. составление этих документов в последствии с нарушением фактов
3. проведение обыска без понятых, подписание протоколов обыска “дежурными”
понятыми
4. несоблюдение процедуры изъятия наркотических веществ, нарушения процессуальных
норм в осмотре, взвешивании, упаковки и экспертизе наркотических веществ
5. изъятие шприцев, денег
6. не разъяснение прав задержанного согласно процессуальному положению;
• Несанкционированные задержания свыше
3 часов (задержание до 3 часов возможно без санкции прокурора, задержание
свыше 3 часов—только при условии предъявленного обвинения)
1. Незаконное изъятие документов, паспортов. Если личность не установлена,
задержанных могут задерживать до 1 месяца для выяснения личности и “выбивания”
показаний;
2. Вымогательства;
3. Преднамеренное влияние на задержанного с целью его отказа от адвоката
(органы дознания и следствия убеждают в финансовой недоступности адвокатов);
4. Намеренное использование абстинентного синдрома при проведении следственно-оперативных
действий, пытки, нанесение телесных повреждений. В силу безвыходного физического
и психического состояния задержанный ПИН часто признает вину за т, в чем
не виновен;
5. Коррумпированность правоохранительных органов (употребление, перепродажа
изъятых наркотических средств);
6. Незаконное изъятие жилья.
7. Не проводится экспертиза изымаемых наркотических средств. Отсутствие
возможности проведения независимой экспертизы вне системы правоохранительных
органов;
8. Подбрасывание наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
работниками правоохранительных органов.
3. Несовершенство законодательства:
• Криминализация деяний, связанных с изготовлением
и хранением наркотиков для собственного потребления (ст. 309 УК Украины);
• Таблица граничных размеров наркотических средств, регулирующая
степень наступаемой ответственности (административной или уголовной);
• Уголовная ответственность за занятие проституцией.
4. Дискриминация в трудовой сфере:
• Необоснованное требование справки от
нарколога, например в центре занятости при постановке на учет (пример
западного региона);
• Незаконное увольнение с работы (ПИН и ЛЖВ);
• Исключение из образовательных учреждений;
• Невозможность ведения трудовой деятельности для ПИН
при отсутствии программ заместительной терапии.
5. Нарушения прв в социально-бытовой сфере:
• Невозможность/трудность процесса получения
группы инвалидности по статусу ВИЧ;
• Отказ в получении различной социальной помощи;
• Проблемы с оформлением пособий;
• Отсутствие/ потеря документов;
• Необоснованное лишение родительских прав;
• Проблемы с устройством детей ПИН, ЛЖВ в детские дошкольные
и учебные учреждения;
• Злоупотребления с жильем (потеря жилья в результате
осуждения; завладение жильем путем мошеннических действий со стороны криминальных
структур; выселение из занимаемого жилья родственниками, близкими)
6. Стигматизация:
• Нарушение врачебной тайны (маркировка
медицинских карточек, нарушение конфиденциальности)
• Публичное осуждение (на врачебных конференциях, на
собраниях, консилиумах, совещаниях, в прессе)
ПОТРЕБНОСТИ ПИН и ЛЖВ В ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ:
1. Повысить доступность квалифицированной медицинской помощи;
2. Юридическая помощь и сопровождение в процессе защиты своих прав (обжалование
незаконных действий);
3. Создание прецедентов ответственности (возмещение ущерба, пересмотр
ведомственных нормативных актов);
4. Гарантия и наличие социальной защиты;
5. Декриминализация употребления наркотиков (деяний, связанных с изготовлением,
хранением наркотиков для собственного употребления);
6. Доступ к услугам адвокатов и юристов на всех, и особенно на ранних
стадиях досудебного следствия и дознания (до 3-х дней c момента задержания),
когда вероятность влияния на ситуацию максимально возможна;
7. Повышение информированности ПИН, ЛЖВ, медицинских работников и правоохранительных
органов по вопросам их прав и возможной ответственности за нарушения прав.
8. Обеспечение конфиденциальности в процессе диагностики получения лечения
ЛЖВ.
9. Наличие служб быстрого реагирования на случаи нарушения прав ПИН и
ЛЖВ (например, на базе проектов снижения вреда, телефоны горячей линии).
10. Юридическое консультирование, доступность правовой помощи.
11. Создание системы независимой судебно-медицинской экспертизы.
12. Программы заместительной терапии.
13. Изменения в системе отчетности, оценки деятельности правоохранительных
органов:
• Разъяснения порядка применения статей;
• Изменение граничных размеров наркотических средств;
• Расширение административной ответственности вместо
уголовной.
• Перенос акцента с потребителей на преступные группы
по изготовлению, перевозке и продаже наркотических средств.
ІІ. Потребности, интересы и возможности правозащитных организаций
(ПЗО):
ИНТЕРЕСЫ ПЗО:
1. Повышение авторитета ПЗО;
2. Повышение опыта;
3. Привлечение ресурсов;
4. Получение и исполнение социального заказа;
5. Налаживание контактов;
6. Создание новых ПЗО;
7. Признание ПЗО государственными структурами;
8. Создание/повышение мотивации через опыт уже существующих фактов сотрудничества
программ снижения вреда и ПЗО;
9. Проведение совместных мероприятий (семинары, конференции);
10. Создание коалиций ПЗО-СВ-ЛЖВ на местном и на национальном уровнях.
11. Поиск совместных источников финансирования: социальный заказ, разработка
и реализация совместных проектов;
12. Договора о сотрудничестве;
13. Личная мотивация;
14. Возможность расширения связей с правительственными организациями и
НПО.
15. Повышение имиджа ПЗО путем ведения успешных дел;
16. Практика для студентов юридических клиник. Заключение договоров с
юридическими вузами/факультетами о зачете юридической практики студентам,
работающим в юридических клиниках;
17. Объединение, создание общих баз данных;
18. Совместные акции, общественные действия;
19. Информационный обмен: информация, буклеты, информационно-агитационный
материал, памятки для задержанных, информация про услуги ПЗО должны быть
доступна на ПОШ;
20. Горячая линия (служба оперативного реагирования) на базе ПЗО, другие
формы сотрудничества;
ПОТРЕБНОСТИ ПЗО:
1. Предоставление достоверной информации от проектов снижения
вреда и ЛЖВ о проблемах и потребностях ПИН и ЛЖВ;
1. Информационные потребности (материалы, тренинги);
2. Четкое определение предмета, объекта, субъекта для ПЗО;
3. Налаживание контактов с другими НПО и ПЗО, с органами власти;
4. Развитие материально-технической базы;
ВОЗМОЖНОСТИ ПЗО:
1. Непосредственно предоставление правозащитной помощи
(составление заявлений, жалоб, восстановление документов, защита имущественных
интересов, трудовых прав, прочее);
2. Консультирование юриста;
3. Приглашение квалифицированных адвокатов (судебная защита).
4. Просветительская работа:
• Тренинги.
• Семинары.
• Медиа-кампании.
5. Лоббирование прогрессивных законопроектов;
6. Привлечение волонтеров из числа студентов юридических ВУЗов;
7. Изменения государственного подхода к правоохранительной практике;
8. Взаимодействие с органами власти и структурами МВД;
9. Мониторинг законодательства;
10. Мониторинг нарушения прав целевых групп;
11. Проведение акций в защиту прав целевых групп, других мероприятий,
общественных слушаний, круглых столов;
Стратегические
направления сотрудничества правозащитных организаций и организаций-проектов
снижения вреда и сети ЛЖВ.
Цели сотрудничества
программы снижения вреда,
сети ЛЖВ и правозащитных организаций:
повышение качества жизни ПИН, ЛЖВ и ЖСБ путем защиты
их прав и лоббирования интересов в Украине на местном, региональном и
национальном уровнях.
Задачи:
1. Усовершенствование нормативно-правовой базы и правоприменительной
практики в сфере оборота наркотиков и профилактики ВИЧ/СПИД.
2. Повышение уровня информированности ПЗО, целевых групп (ЦГ: ПИН, ЛЖВ,
ЖСБ), специалистов, работающих с данными целевыми группами и общества
в целом по вопросам нарушения прав.
3. Мониторинг ситуации с нарушением прав (включая мониторинг законодательства
и практики применения).
4. Создание служб быстрого реагирования по обеспечению правовой помощи
и защиты. В случаях задержания и ареста обеспечение, в том числе и медицинской
помощи (наркологическая помощь, заместительная терапия)
5. Активное вовлечение целевых групп в деятельность по защите прав.
Методы / Шаги по
осуществлению задач сотрудничества ПСВ и ПЗО:
1. Усовершенствование нормативно-правовой базы и
правоприменительной практики в сфере оборота наркотиков и профилактики
ВИЧ/СПИД.
1.1. Создание совместных экспертных групп по анализу международной
и национальной нормативно-правовой базы в сфере оборота наркотиков и ВИЧ/СПИДа
1.2. Выработка предложений по усовершенствованию нормативно-правовой базы.
Подготовка законопроектов и изменений в законы, разработка и содействие
в продвижении подзаконных актов (например, инструкции на уровне МОЗ).
1.3. Совместное лоббирование предложенных изменений.
1.4. Поиск и привлечение лобби в Парламенте. Создание общественного комитета
при Комитете Верховной Рады Украины по вопросам охраны здоровья, материнства
и детства. Цель—совместная работа с комитетом по изменениям в интересующей
нас сфере законодательства.
1.5. Общественные слушания на местах и в центре.
1.6. Вынесение на рассмотрение 309 статьи УК.
1.7. Изменение таблицы граничных размеров наркотических средств (административная
ответственность вместо уголовной)
2. Повышение уровня информированности ПЗО, целевых
групп (ЦГ: ПИН, ЛЖВ, ЖСБ), специалистов, работающих с данными целевыми
группами и общества в целом по вопросам нарушения прав.
2.1. Проведение совместных информационно-образовательных
мероприятий (конференции, семинары, тренинги на местах);
2.2. Разработка информационных материалов для различных целевых групп
по интересующим вопросам правовой защиты. Например, буклет “как себя вести
при задержании”, плакат “Задержанный имеет право….” и размещение их в
камерах предварительного задержания;
2.3. Разработка методической базы для ПЗО по оказанию правовой помощи
нашим целевым группам и сотрудникам проектов снижения вреда , информирование
ПЗО про программы снижения вреда;
2.4. Разработка конкретных предложений для ПЗО;
2.5. Информирование медиков по вопросам соблюдения конфиденциальности
и возможной уголовной ответственности при отказе в экстренной медицинской
помощи.
2.6. Участие в заседаниях координационных советов по проблемам наркомании
и СПИДа (такие советы существуют при облгосадминистрациях и в идеале в
него входят НПО, которые участвуют в разработке и контроле выполнения
соответствующих местных программ)
2.7. Информационные кампании в СМИ;
2.8. Обучающие мероприятия;
2.9. Создание совместного банка данных;
3. Мониторинг ситуации с нарушением прав (включая
мониторинг законодательства и практики применения).
3.1. Проведение мониторинга нарушения прав наших целевых
групп;
3.2. Определение правильных каналов распространения результатов проведенного
мониторинга.
4. Создание служб быстрого реагирования по обеспечению
правовой помощи и защиты. В случаях задержания и ареста обеспечение, в
том числе и медицинской помощи (наркологическая помощь, заместительная
терапия)
4.1. Организация служб быстрого реагирования на базе проекта
СВ или ПЗО:
• работа телефона горячей линии по консультированию;
• выезд консультантов, юристов, адвокатов на место задержания
с целью обеспечения соблюдения процедур задержания (правильного оформления
задержания, личного досмотра, обыска);
• судебная защита (представление интересов целевых групп
в судах и органах власти)
• внесудебная защита;
4.2. Распространение простой информации о правах, в том числе в местах
предварительного заключения. Право на один звонок (телефон горячей линии);
4.3. Работа с представителями правоохранительных органов. Информирование
правоохранительных органов о таковой деятельности через центральные управления.
• изучение проблем и потребностей целевой группы (ЦГ);
• распространение информационных материалов;
• обучение ЦГ;
• Распространение информации про работу ПЗО и возможность
получения помощи;
Результатом конференции стала описанная выше стратегия,
письмо-предложение о сотрудничестве к правозащитным организациям Украины.
Рассматривается возможность поддержки пилотных проектов по оказанию правозащитной
помощи целевым группам.
Кучерук
Елена
|