Региональный уровень >>>
международный уровень
региональный уровень
практика
методология
дискуссии
теория
консультирование
библиотека
анкета
оглавление

 

Олена Кучерук - организатор Второй конференции УАСВ, полиси-координатор Международной Программы Снижения Вреда в Украине

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторая конференция Украинской Ассоциации Снижения вреда ставила своей целью создание единой стратегии сотрудничества проектов снижения вреда, правозащитных организаций и Сети людей живущи с ВИЧ.

 

 

Вторая Национальная конференция Всеукраинской Ассоциации Снижения Вреда

"Правозащитные организации, сеть ЛЖВ и снижение вреда: работаем вместе"


подробный отчёт о конференции

Вторая Национальная конференция Всеукраинской Ассоциации Снижения Вреда проходила 25-27 ноября 2003 в Киеве, в гостиничном комплексе "Экспресс". Именно здесь, в эти же дни год тому назад, состоялась Первая конференция ВУАСВ, ознаменовавшая объединение усилий организаций-членов Ассоциации в построении партнёрства с государственными организациями для совместной реализации программы снижения вреда в Украине.
Вторая конференция проходила при поддержке Международной Программы Снижения Вреда (Институт Открытого Общества, Нью-Йорк), Восточно-европейского представительства Международной Программы Снижения Вреда (Институт Отрытого Общества, Будапешт), Международного Фонда "Возрождение" и "СПИД Фонда "Восток-Запад". Открыл конференцию Президент ВУАСВ Якобчук Анатолий, подведший итоги деятельности конференции за год. Ведущей на конференции была Олена Кучерук, исполнительный директор Всеукраинской Ассоциации Снижения Вреда и новый полиси-координатор программы снижения вреда в Украине.
Конференция проходила под девизом "Правозащитные организации, сеть ЛЖВ и снижение вреда: работаем вместе". Основной акцент конференции был сделан на адвокации ПИН и ЛЖВ, на поиске путей сотрудничества в этом направлении между ПЗО (правозащитные организации) и ПСВ (проекты снижения вреда). Говорилось о необходимости усовершенствования правоприменительной практики и антинаркотической политики, оглашались трудности и проблемы с которыми сталкиваются представители целевых групп в доступе к правовой и медицинской помощи. Резолюция конференции была представлена на Парламентских слушаниях, которые проводила ВУАСВ 1 декабря 2003 года. Таким образом, Вторая Национальная конференция Всеукраинской Ассоциации Снижения Вреда стала важной вехой в развитии программы снижения вреда на Украине, открыв перед ПСВ Украины и партнёрскими организациями новую сферу деятельности - сотрудничество с правозащитными организациями с целью эффективной защиты прав и интересов ПИН и ЛЖВ. Главным результатом конференции стала разработка стратегии по совместным усилиям ПЗО, ЛЖВ и ПСВ.
В работе конференции приняли участие около 100 участников - представители организаций-членов Ассоциации, представители ПСВ, партнёрских организаций, донорских фондов.
Также во время работы конференции прошли выборы новых членов Ассоциации. В состав ВУАСВ были приняты Международный Альянс по ВИЧ/СПИД (Киев), НГО "Виртус" (Днепропетровск), "Надежда и Спасение" (Симферополь), ОО "Ступени" (Чернигов). Теперь в Ассоциацию снижения вреда в Украине входит 26 организаций.

Анатолий Волик

 

 

 

Вторая национальная конференция Всеукраинской Ассоциации Снижения Вреда: “Правозащитные организации, сеть ЛЖВ и снижение вреда: работаем вместе”

25 – 27 ноября, 2003 г. Киев, Украина

Цель конференции:
В сотрудничестве с правозащитными организациями (ПЗО) и Всеукраинской сетью людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ) разработать национальную стратегию партнерства, направленного на защиту прав ПИН и ЛЖВ в рамках развития программ снижения вреда в Украине.

Задачи:
1. Наладить партнерские отношения и укрепить существующие связи между сетью проектов снижению вреда и правозащитными организациями Украины.
2. Определить приоритетные вопросы, где вмешательство правозащитных организаций особенно необходимо;
3. Определить потребности целевой группы программ снижения вреда в правовой помощи;
4. Ознакомить участников конференции с работой и первыми результатами проекта ВАСВ “Улучшение правозащитной политики в отношении потребителей инъекционных наркотиков и людей живущих с ВИЧ/СПИД в рамках реализации проектов Снижения Вреда”.

Конференция проходила в течении двух дней, полтора из которых были посвящены работе в группах с целью определения проблем в сфере нарушения прав целевой группы программы снижения вреда (потребителей инъекционных наркотиков, женщин секс-бизнеса и людей, живущих с ВИЧ), потребностей целевой группы в правозащитной помощи, возможностей и интересов правозащитных организаций, направлений и задач для совместной работы. На основе результатов работы групп была разработана стратегия для совместной работы правозащитников, сети снижения вреда и сети ЛЖВ в сфере оказания правовой защити ПИН, ЖСБ и ЛЖВ.

Проблемы и потребности ПИН и ЛЖВ

Нарушение прав ПИН и ЛЖВ

1. Правовые нарушения в медицинской сфере:

Отказ в предоставлении медицинской помощи;
Безосновательно ранняя выписка из медицинских учреждений;
Отказ в госпитализации в медицинские учреждения при передозировке с переадресацией на специализированные отделения психиатрических больниц;
Ограниченный доступ к медицинской и социально-психологической помощи (отсутствие спектра необходимых медицинских услуг, высокая стоимость);
Ограничение права на частную жизнь. Нарушение конфиденциальности;
Невозможность получения АРТ в анонимном режиме;
Низкий уровень информированности среди медицинских работников по вопросам законодательства, регулирующего сферу их деятельности;
Невозможность получать медицинскую помощь при задержании и санкции ареста (невозможность получения наркологической помощи, в том числе, заместительной терапии в СИЗО, что приводит к злоупотреблению персонала правоохранительных органах в процессе “выбивания” признаний);
Отсутствие возможности бесплатного лечения как альтернатива уголовной ответственности (по причине отсутствия средств на лечении ПИН не может реализовать предписание суда пройти лечение на стадии условного осуждения; это приводит к замене условного наказания реальным).
Невозможность пройти реабилитацию в НПО, как альтернативы заключению. Судом признается только прохождение лечения только в государственных лечебных учреждениях;
Некачественное проведение до- и после- тестового консультирования;
Отсутствие диагностики, обеспечивающей назначение адекватной схемы АРТ, например тестирование на СД4;
Тестирование на ВИЧ без уведомления и согласия;
Платное тестирование на ВИЧ.

2. Незаконные действия правоохранительных органов по отношению к ПИН и ЛЖВ:

Нарушения процедур обыска и личного досмотра:
1. отсутствие соответствующих документов (постановлений, протоколов) при проведении обыска
2. составление этих документов в последствии с нарушением фактов
3. проведение обыска без понятых, подписание протоколов обыска “дежурными” понятыми
4. несоблюдение процедуры изъятия наркотических веществ, нарушения процессуальных норм в осмотре, взвешивании, упаковки и экспертизе наркотических веществ
5. изъятие шприцев, денег
6. не разъяснение прав задержанного согласно процессуальному положению;

Несанкционированные задержания свыше 3 часов (задержание до 3 часов возможно без санкции прокурора, задержание свыше 3 часов—только при условии предъявленного обвинения)
1. Незаконное изъятие документов, паспортов. Если личность не установлена, задержанных могут задерживать до 1 месяца для выяснения личности и “выбивания” показаний;
2. Вымогательства;
3. Преднамеренное влияние на задержанного с целью его отказа от адвоката (органы дознания и следствия убеждают в финансовой недоступности адвокатов);
4. Намеренное использование абстинентного синдрома при проведении следственно-оперативных действий, пытки, нанесение телесных повреждений. В силу безвыходного физического и психического состояния задержанный ПИН часто признает вину за т, в чем не виновен;
5. Коррумпированность правоохранительных органов (употребление, перепродажа изъятых наркотических средств);
6. Незаконное изъятие жилья.
7. Не проводится экспертиза изымаемых наркотических средств. Отсутствие возможности проведения независимой экспертизы вне системы правоохранительных органов;
8. Подбрасывание наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров работниками правоохранительных органов.

3. Несовершенство законодательства:

Криминализация деяний, связанных с изготовлением и хранением наркотиков для собственного потребления (ст. 309 УК Украины);
Таблица граничных размеров наркотических средств, регулирующая степень наступаемой ответственности (административной или уголовной);
Уголовная ответственность за занятие проституцией.

4. Дискриминация в трудовой сфере:

Необоснованное требование справки от нарколога, например в центре занятости при постановке на учет (пример западного региона);
Незаконное увольнение с работы (ПИН и ЛЖВ);
Исключение из образовательных учреждений;
Невозможность ведения трудовой деятельности для ПИН при отсутствии программ заместительной терапии.

5. Нарушения прв в социально-бытовой сфере:

Невозможность/трудность процесса получения группы инвалидности по статусу ВИЧ;
Отказ в получении различной социальной помощи;
Проблемы с оформлением пособий;
Отсутствие/ потеря документов;
Необоснованное лишение родительских прав;
Проблемы с устройством детей ПИН, ЛЖВ в детские дошкольные и учебные учреждения;
Злоупотребления с жильем (потеря жилья в результате осуждения; завладение жильем путем мошеннических действий со стороны криминальных структур; выселение из занимаемого жилья родственниками, близкими)

6. Стигматизация:

Нарушение врачебной тайны (маркировка медицинских карточек, нарушение конфиденциальности)
Публичное осуждение (на врачебных конференциях, на собраниях, консилиумах, совещаниях, в прессе)


ПОТРЕБНОСТИ ПИН и ЛЖВ В ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ:

1. Повысить доступность квалифицированной медицинской помощи;
2. Юридическая помощь и сопровождение в процессе защиты своих прав (обжалование незаконных действий);
3. Создание прецедентов ответственности (возмещение ущерба, пересмотр ведомственных нормативных актов);
4. Гарантия и наличие социальной защиты;
5. Декриминализация употребления наркотиков (деяний, связанных с изготовлением, хранением наркотиков для собственного употребления);
6. Доступ к услугам адвокатов и юристов на всех, и особенно на ранних стадиях досудебного следствия и дознания (до 3-х дней c момента задержания), когда вероятность влияния на ситуацию максимально возможна;
7. Повышение информированности ПИН, ЛЖВ, медицинских работников и правоохранительных органов по вопросам их прав и возможной ответственности за нарушения прав.
8. Обеспечение конфиденциальности в процессе диагностики получения лечения ЛЖВ.
9. Наличие служб быстрого реагирования на случаи нарушения прав ПИН и ЛЖВ (например, на базе проектов снижения вреда, телефоны горячей линии).
10. Юридическое консультирование, доступность правовой помощи.
11. Создание системы независимой судебно-медицинской экспертизы.
12. Программы заместительной терапии.
13. Изменения в системе отчетности, оценки деятельности правоохранительных органов:
Разъяснения порядка применения статей;
Изменение граничных размеров наркотических средств;
Расширение административной ответственности вместо уголовной.
Перенос акцента с потребителей на преступные группы по изготовлению, перевозке и продаже наркотических средств.


ІІ. Потребности, интересы и возможности правозащитных организаций (ПЗО):

ИНТЕРЕСЫ ПЗО:

1. Повышение авторитета ПЗО;
2. Повышение опыта;
3. Привлечение ресурсов;
4. Получение и исполнение социального заказа;
5. Налаживание контактов;
6. Создание новых ПЗО;
7. Признание ПЗО государственными структурами;
8. Создание/повышение мотивации через опыт уже существующих фактов сотрудничества программ снижения вреда и ПЗО;
9. Проведение совместных мероприятий (семинары, конференции);
10. Создание коалиций ПЗО-СВ-ЛЖВ на местном и на национальном уровнях.
11. Поиск совместных источников финансирования: социальный заказ, разработка и реализация совместных проектов;
12. Договора о сотрудничестве;
13. Личная мотивация;
14. Возможность расширения связей с правительственными организациями и НПО.
15. Повышение имиджа ПЗО путем ведения успешных дел;
16. Практика для студентов юридических клиник. Заключение договоров с юридическими вузами/факультетами о зачете юридической практики студентам, работающим в юридических клиниках;
17. Объединение, создание общих баз данных;
18. Совместные акции, общественные действия;
19. Информационный обмен: информация, буклеты, информационно-агитационный материал, памятки для задержанных, информация про услуги ПЗО должны быть доступна на ПОШ;
20. Горячая линия (служба оперативного реагирования) на базе ПЗО, другие формы сотрудничества;

ПОТРЕБНОСТИ ПЗО:

1. Предоставление достоверной информации от проектов снижения вреда и ЛЖВ о проблемах и потребностях ПИН и ЛЖВ;
1. Информационные потребности (материалы, тренинги);
2. Четкое определение предмета, объекта, субъекта для ПЗО;
3. Налаживание контактов с другими НПО и ПЗО, с органами власти;
4. Развитие материально-технической базы;

ВОЗМОЖНОСТИ ПЗО:

1. Непосредственно предоставление правозащитной помощи (составление заявлений, жалоб, восстановление документов, защита имущественных интересов, трудовых прав, прочее);
2. Консультирование юриста;
3. Приглашение квалифицированных адвокатов (судебная защита).
4. Просветительская работа:
Тренинги.
Семинары.
Медиа-кампании.
5. Лоббирование прогрессивных законопроектов;
6. Привлечение волонтеров из числа студентов юридических ВУЗов;
7. Изменения государственного подхода к правоохранительной практике;
8. Взаимодействие с органами власти и структурами МВД;
9. Мониторинг законодательства;
10. Мониторинг нарушения прав целевых групп;
11. Проведение акций в защиту прав целевых групп, других мероприятий, общественных слушаний, круглых столов;

Стратегические направления сотрудничества правозащитных организаций и организаций-проектов снижения вреда и сети ЛЖВ.

Цели сотрудничества программы снижения вреда,
сети ЛЖВ и правозащитных организаций:

повышение качества жизни ПИН, ЛЖВ и ЖСБ путем защиты их прав и лоббирования интересов в Украине на местном, региональном и национальном уровнях.


Задачи:

1. Усовершенствование нормативно-правовой базы и правоприменительной практики в сфере оборота наркотиков и профилактики ВИЧ/СПИД.
2. Повышение уровня информированности ПЗО, целевых групп (ЦГ: ПИН, ЛЖВ, ЖСБ), специалистов, работающих с данными целевыми группами и общества в целом по вопросам нарушения прав.
3. Мониторинг ситуации с нарушением прав (включая мониторинг законодательства и практики применения).
4. Создание служб быстрого реагирования по обеспечению правовой помощи и защиты. В случаях задержания и ареста обеспечение, в том числе и медицинской помощи (наркологическая помощь, заместительная терапия)
5. Активное вовлечение целевых групп в деятельность по защите прав.

Методы / Шаги по осуществлению задач сотрудничества ПСВ и ПЗО:

1. Усовершенствование нормативно-правовой базы и правоприменительной практики в сфере оборота наркотиков и профилактики ВИЧ/СПИД.

1.1. Создание совместных экспертных групп по анализу международной и национальной нормативно-правовой базы в сфере оборота наркотиков и ВИЧ/СПИДа
1.2. Выработка предложений по усовершенствованию нормативно-правовой базы. Подготовка законопроектов и изменений в законы, разработка и содействие в продвижении подзаконных актов (например, инструкции на уровне МОЗ).
1.3. Совместное лоббирование предложенных изменений.
1.4. Поиск и привлечение лобби в Парламенте. Создание общественного комитета при Комитете Верховной Рады Украины по вопросам охраны здоровья, материнства и детства. Цель—совместная работа с комитетом по изменениям в интересующей нас сфере законодательства.
1.5. Общественные слушания на местах и в центре.
1.6. Вынесение на рассмотрение 309 статьи УК.
1.7. Изменение таблицы граничных размеров наркотических средств (административная ответственность вместо уголовной)

2. Повышение уровня информированности ПЗО, целевых групп (ЦГ: ПИН, ЛЖВ, ЖСБ), специалистов, работающих с данными целевыми группами и общества в целом по вопросам нарушения прав.

2.1. Проведение совместных информационно-образовательных мероприятий (конференции, семинары, тренинги на местах);
2.2. Разработка информационных материалов для различных целевых групп по интересующим вопросам правовой защиты. Например, буклет “как себя вести при задержании”, плакат “Задержанный имеет право….” и размещение их в камерах предварительного задержания;
2.3. Разработка методической базы для ПЗО по оказанию правовой помощи нашим целевым группам и сотрудникам проектов снижения вреда , информирование ПЗО про программы снижения вреда;
2.4. Разработка конкретных предложений для ПЗО;
2.5. Информирование медиков по вопросам соблюдения конфиденциальности и возможной уголовной ответственности при отказе в экстренной медицинской помощи.
2.6. Участие в заседаниях координационных советов по проблемам наркомании и СПИДа (такие советы существуют при облгосадминистрациях и в идеале в него входят НПО, которые участвуют в разработке и контроле выполнения соответствующих местных программ)
2.7. Информационные кампании в СМИ;
2.8. Обучающие мероприятия;
2.9. Создание совместного банка данных;

3. Мониторинг ситуации с нарушением прав (включая мониторинг законодательства и практики применения).

3.1. Проведение мониторинга нарушения прав наших целевых групп;
3.2. Определение правильных каналов распространения результатов проведенного мониторинга.

4. Создание служб быстрого реагирования по обеспечению правовой помощи и защиты. В случаях задержания и ареста обеспечение, в том числе и медицинской помощи (наркологическая помощь, заместительная терапия)

4.1. Организация служб быстрого реагирования на базе проекта СВ или ПЗО:
работа телефона горячей линии по консультированию;
выезд консультантов, юристов, адвокатов на место задержания с целью обеспечения соблюдения процедур задержания (правильного оформления задержания, личного досмотра, обыска);
судебная защита (представление интересов целевых групп в судах и органах власти)
внесудебная защита;
4.2. Распространение простой информации о правах, в том числе в местах предварительного заключения. Право на один звонок (телефон горячей линии);
4.3. Работа с представителями правоохранительных органов. Информирование правоохранительных органов о таковой деятельности через центральные управления.
изучение проблем и потребностей целевой группы (ЦГ);
распространение информационных материалов;
обучение ЦГ;
Распространение информации про работу ПЗО и возможность получения помощи;

Результатом конференции стала описанная выше стратегия, письмо-предложение о сотрудничестве к правозащитным организациям Украины. Рассматривается возможность поддержки пилотных проектов по оказанию правозащитной помощи целевым группам.

Кучерук Елена

 

 

 

 



 

Книга "Оценка возможности развития программ профилактики ВИЧ в среде ПИН" подготовлена по результатам исследования, проведённого специалистами Центра "Социальный Мониторинг" (директор - Балакирева О.Н.).
Подробная информация на сайте Украинского Института Социальных Исследований www.uisr.org.ua

Основные выводы оценки возможностей развития программ профилактики ВИЧ в среде ПИН (UNICEF/IRF/UNAIDS evaluation 2002-2003)


1. Общее количество ПИН в городах Украины составляет приблизительно 560 тысяч человек.
2. На конец 2003 года уровень охвата ПИН программами обмена шприцев составляет в среднем 15% (максимум в г. Нововолынске – 64%; минимум в г. Макеевке – 2%) см. таблицу
3. Организация одного пункта обмена шприцев оценивается в среднем 30 тысяч долларов США (или 157 тыс. гривен Украины) в год. Эта сумма увеличивается в зависимости от привлечения услуг специалистов: психологов, медиков, юристов.
4. В перспективе оценочная стоимость программ охвата 60% ПИН составляет 78,5 миллионов гривен в год (или 14,5 миллионов долларов в год)
5. Количество ПИН, которых надо охватить составляет 60% от 560 тысяч человек, то есть 350 000 ПИН.
6. Удельный вес вклада государства в финансирование программ профилактики ВИЧ в настоящее время составляет не более 10%
7. В среднем 30% ПИН продолжают использовать для инъекций шприцы других ПИН
8. Только 28% ПИН пользуются презервативами при каждом половом контакте (никогда не пользуются – 19%, иногда – 53%). Таким образом, 72% ПИН относятся к группе риска инфицирования ВИЧ.
9. ПИН остаётся закрытой и труднодоступной группой. Цифры реального количества ПИН практически невозможно установить. Ни в одном из городов Украины (за исключением Харькова) не была проведена оценка по методикам рекомендованным ВОЗ и UNAIDS. Поэтому единственными доступными данными по количеству потребителей наркотиков является статистика наркодиспансеров и милиции – количество лиц, состоящих на учёте – из которых ПИН составляют 80-85%.
10. Статистика по передозировкам, абсцессам, тромбофлебитам и смертности среди ПИН не ведётся.
11. Общее количество ПИН, которые были опрошены в ходе данного исследования – 1908 человек
12. На учёте в органах внутренних дел на конец 2002 состояло 77 тысяч 267 наркоманов
13. 40% считают свои знания о ВИЧ/СПИДе достаточными
14. Общее количество лиц, употребляющих наркотики в Украине можно оценить как в 5 – 7 раз превышающее официальные данные.

Оценочный уровень охвата ПИН в некоторых городах Украины

Симферополь — 14%
Ялта — 8 - 10%
Винница — 51%
Нововолынск (Волынская обл.) — 64%
Кривой Рог (Днепропетровская обл.) — 15%
Донецк — 15%
Макеевка (Донецкая обл.) — 2%
Мариуполь (Донецкая обл.) — 2 - 3%
Запорожье — 6%
Луганск — 9%
Алчевск (Луганская обл.) — 3%
Львов — 44 5% (по данным ЦССМ)
Червоноград (Львовская обл.) — 165 (по данным ЦССМ)
Николаев —15%
Одесса — 27%
Полтава — 23%
Первомайск (Харьковской области) — 26%
Хмельницкий — 32%
Севастополь — 26%

Информацию подготовил Анатолий Волик
по данным предоставленным Центром "Социальный Мониторинг"
(авторский коллектив исследований:
О.Н. Балакирева, М.Ю. Варбан, А.А. Яременко, Л.И. Андрущак)

<<< вверх

 

к оглавлению >>>

 

Hosted by uCoz